О компании
Производство
Проекты и внедрения
ПТК КРУИЗ
Публикации
Регистрация
Словарь
контакты | вопросы | форум

Опыт внедрения и эксплуатации ПТК КРУИЗ и SCADA TRACE MODE 5.07 на ТЭС Нассирия

Опыт внедрения и эксплуатации ПТК КРУИЗ и SCADA TRACE MODE 5.07 на ТЭС Нассирия
В 1999-2000 г. нашей фирмой "ПИК Зебра" и фирмой "ОРГРЭС" г. Москва была разработана и внедрена АСУТП на 1-ом, 2-ом энергоблоках ТЭС Нассирия в республике Ирак, а в 2000-2001 г. запущены аналогичные системы там же на 3-ем и 4-ом блоках.
Каждый энергоблок обладает мощностью 210 Мвт. Особенность проекта состояла в том, что одновременно пускались по два энергоблока в течение месяца.


Чтобы оценить объем выполненных работ и поставленной аппаратуры приведем основные характеристики проекта на один энергоблок:

  • 4500 датчиков;
  • 13 шестиэтажных стоек с резервированными контроллерами;
  • 19 автоматизированных рабочих мест для персонала станции;
  • 4 экрана коллективного пользования;
  • 2 пульта управления;
  • 7 кроссовых шкафов;
  • сетевое оборудование;
  • рабочие места для проверки блоков ПТК КРУИЗ.

Программное обеспечение ПТК должно было обеспечить выполнение следующих задач:

  • визуализация технологического процесса;
  • дистанционное управление;
  • защиты;
  • блокировки;
  • автоматическое управление и регулирование;
  • сигнализация;
  • архивирование;
  • протоколирование;
  • функционально-групповое управление;
  • расчет различных характеристик.

Эти задачи являются типовыми для энергетических объектов, поэтому останавливаться на их подробном описании не будем.
В количественном выражении это все вылилось в 3000 различных алгоритмов, от типовых (задвижки, двигатели, регуляторы) до более сложных, взаимосвязанных между собой. Все алгоритмы были разработаны фирмой "ОРГРЭС".
Для "ПИК Зебра" проект начался в октябре 1999 г. В июле 2000 г. были запущены первые два энергоблока с выходом на проектную мощность и через год в 2001 г. были пущены 3 и 4 блоки.
Рекордные сроки разработки, поставки, отладки ПО и пусконаладочных работ для АСУТП такого масштаба стали возможными только в результате слаженной работы специалистов нескольких фирм: "Интерэнергосервис", "ОРГРЭС", "ПИК Зебра", "AdAstra Research Group, Ltd.", а также оперативного персонала станции.


Подробно описывать структуру АСУТП не будем, она стала уже классической и используется многими фирмами в своих разработках. В качестве SCADA пакета использовалась система TRACE MODE 5.07. На этапе разработки мы постарались максимально использовать все возможности, которые предоставлял пакет по ускорению и автоматизации этого рутинного процесса:

  • "автопостроение" на уровне контроллеров, т.е. автоматическая генерация каналов, опрашивающих УСО ПТК КРУИЗ;
  • "автопостроение" на уровне АРМ операторов, которое осуществляет автоматическую генерацию всех каналов, участвующих в
  • сетевом обмене типа "автопосылка";
  • импорт данных в проект из базы данных Access;
  • параллельная работа над проектом нескольких человек.

По результатам эксплуатации 1 и 2-го блоков, через год мы использовали еще одну возможность пакета – стандартные модули управления арматурой (задвижки, двигатель, клапан), т.к. фирмой "AdAstra Research Group, Ltd." за год модули были доработаны и улучшены. За счет этого время цикла контроллера сократилась на 30-50%.
Кроме того, за год на фирме удалось создать полномасштабный стенд по отладке и испытанию всего программного обеспечения, используя опять же возможности TRACE MODE. На стенде была "проиграна" значительная часть всех технологических ситуаций, включая аварийные, которые очень сложно получить на реальном объекте. Это существенно повысило качество отработки программного обеспечения, а срок внедрения его на объекте сократился до 2 – 3 недель.
Внедрение и эксплуатация четырех блоков ТЭС Нассирия позволил нашей фирме и всем участникам этого проекта приобрести бесценный опыт по разработке АСУТП больших систем в максимально сжатые сроки:

  • работы по проектированию системы и разработка алгоритмов – 4 месяца;
  • разработка программного обеспечения и его отладка на стенде – 2 - 3 месяца;
  • изготовление аппаратуры и поставка на объект – 6 месяцев;
  • установка, монтаж и тестирование ПТК на объекте – 1 месяц;
  • пусконаладочные работы, выход на проектную мощность – 1 месяц.

Прозрачность системы, стандартные аппаратные и программные решения позволяют говорить о простоте проектирования и внедрения систем на базе ПТК КРУИЗ. На ТЭС Нассирия первые два блока были введены через 10 месяцев после начала проектирования, на двух заключительных этапах работало 10 технологов и 7 программистов. На сегодняшний день все энергоблоки эксплуатируются местным персоналом станции, что говорит не только о высокой надежности системы, но и о простоте разработанного интерфейса.
В заключении, хотелось бы привести некоторые характеристики программного обеспечения внедренного проекта по узлам:

АРМ турбиниста:

  • 35 графических экранов;
  • 32 типа виртуальных окон управления;
  • 10 свободно формируемых таблиц параметров, гистограмм, графиков;
  • количество каналов – 5105;
  • работает под управлением модуля NetLink МРВ с циклом опроса 375 мс.

АРМ сигнализации турбиниста:

  • 12 графических экранов;
  • количество каналов – 7233;
  • работает под управлением модуля NetLink МРВ с циклом опроса 110 мс.

АРМ котельщика:

  • 98 графических экранов;
  • 32 типа виртуальных окон управления;
  • 10 свободно формируемых таблиц параметров, гистограмм, графиков;
  • количество каналов – 5613;
  • работает под управлением модуля NetLink МРВ с циклом опроса 375 мс.

АРМ сигнализации котельщика:

  • 12 графических экранов;
  • количество каналов – 6807;
  • работает под управлением модуля NetLink МРВ с циклом опроса 110 мс.

АРМ дежурного инженера:

  • 193 графических экрана;
  • 71 график из архива;
  • количество каналов – 10845;
  • работает под управлением модуля NetLink МРВ с циклом опроса 375 мс.

АРМ диагностики ПТК:

  • 20 графических экранов;
  • количество каналов – 6640;
  • работает под управлением модуля NetLink МРВ с циклом опроса 220 мс.

Архив (дублированный):

  • 15571 канал;
  • работает под управлением дублированного Глобального регистратора с циклом опроса 110 мс.

АРМ протоколирования:

  • 72 вида протокола;
  • работает под управлением Глобального сервера документирования.

АРМ старшего машиниста блока:

  • 58 графических экранов;
  • 20 свободно формируемых графиков;
  • количество каналов – 8360;
  • работает под управлением модуля NetLink МРВ с циклом опроса 375 мс.

АРМ дежурного инженера станции:

  • 10 графических экранов;
  • 360 каналов, принимающих данные от четырех OPC-серверов;
  • работает под управлением модуля NetLink МРВ с циклом опроса 375 мс.

АРМ экранов коллективного пользования (4 штуки):

  • 4 экрана;
  • количество каналов – 4267;
  • работает под управлением модуля NetLink МРВ с циклом опроса 375 мс.

Стойки ПТК КРУИЗ (13 штук):

  • от 700 до 1500 каналов (в единицах TRACE MODE) в каждой стойке;
  • 30-80 формул;
  • цикл опроса от 200 до 375 мс в зависимости от выполняемых алгоритмов.

Было также написано 5 модулей Active-X для графических функций, отсутствующих в пакете.
Все эти многочисленные данные приводятся с единственной целью – показать, какой объем работ был выполнен в пакете TRACE MODE. А результатом всего этого стало появление системы, которую можно применять на крупных энергетических объектах.
Сейчас сделано главное - устранены все замечания и претензии к пакету, которые мешали его стабильной работе. А мы со своей стороны, прислушиваясь к советам специалистов фирмы "AdAstra Research Group, Ltd.", переделали или оптимизировали значительную часть своих алгоритмов. Все это совместно с отлично зарекомендовавшей себя аппаратурой ПТК КРУИЗ делает комплекс, по нашему мнению, одним из лучших на рынке АСУТП.









Copyright 2006 ЗАО “ПИК ЗЕБРА”
тел.: (495)673-18-84
e-mail: info@pikzebra.ru

оптимизация сайта